Россия славится талантами. Из поколения в поколение, от отца к сыну передаются секреты мастерства. Так и до наших дней дошла самобытность народного творчества.
К северу от Москвы находится село Жостово. Оно знаменито на весь мир своим старинным промыслом. 2 века здесь создаются необыкновенные вещи. На железных подносах расцветают прекрасные волшебные цветы…
Еще в конце 18 века в деревнях Троицкого уезда процветал лаковый промысел. А в 1780 году крепостной графа Шереметьева Ф.Н. Вишняков открыл лакерную мастерскую в деревне Жостово, где выпускали шкатулки, табакерки, коробки из папье-маше и украшали их живописными изображениями.
В это же время на Руси получил распространение чай. Вместе с самоваром и чашками на стол ставился поднос. Он стал участником чайной церемонии. С 1825 года купцы Вишняковы в духе времени начали производство расписанных масляными красками металлических подносов с лаковым покрытием. Сначала на них преобладали пейзажи, бытовые сценки (например, катание на тройках), позже — декоративные букеты, затем — королевские цветы.
Постепенно букет превратился в застывшую музыку цветов на традиционном блестящем черном фоне, а иногда на красном, золотистом, зеленом или любом другом. Букеты были самых разнообразных оттенков: от нежных пастельных до ярчайших. Ничто не ограничивает фантазию художника! Все цветы из нашего сада (розы, георгины, ромашки) в обрамлении веточек, листиков, вьюнков, а иногда и фруктов. Мастер переносит на жостовский поднос свои впечатления, фантазии, мечты, и это не может никого оставить равнодушным. Он затрагивает самые потаенные струны человеческой души.
Жостовский поднос бывает самой разнообразной формы — к примеру, прямоугольной или овальной. Он может быть огромным или миниатюрным. Ими, как картинами, украшают стены и используют в быту. Иногда вместо цветов изображают ландшафты и пейзажи. Основной прием художника — сочный жизнеутверждающий мазок кисти масляными красками. Цветы объединены в композиции, что придает завершенность всему замыслу. Композиции жостовского подноса самые разнообразные: «Букет», «Букет в раскидку», «Венок», «Полувенок», «Роспись с углов» и др. Работает художник без предварительного эскиза, весь свой замысел мастер сразу переносит на поднос. Чаще всего в центре композиции три крупных цветка в обрамлении более мелких цветков, веточек, листиков, свежей зелени. Благодаря тщательному прописыванию мелких деталей жостовского подноса достигается эффект объемности изображения.
Сначала художник разбавленной краской наносит силуэты цветов, следуя своей фантазии. Это «замалевка». Затем следует «тенежка» — нанесение теней полупрозрачными красками. Самый важный этап — «прокладка», когда выписываются цветы и тщательно прорисовываются все детали букета. Создает настроение «бликовка» — художником накладываются цветовые блики. Затем «чертежка» — тонкой кистью прорисовываются самые мелкие детали букета. Завершает основную работу «привязка» — тонкими усиками, стебельками, травинками формируется единый букет. И всему венец «уборка» — украшение бортов подноса по мотивам цветочных узоров. Поднос покрывается тремя слоями прозрачного лака, ставится фирменное клеймо. Жостовские подносы — это необыкновенные вещи, которые радуют нас и дарят хорошее настроение.